Притча о книжнике и его
сокровище.
... И спросил их
Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им:
поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который
выносит из сокровищницы своей новое и старое. И, когда окончил Иисус притчи
сии, пошел оттуда. (Матф.13:51-53)
Иисус перед этим во многих притчах учил Царству Небесному и
в конце спросил учеников, поняли ли они. Ученики ответили, что поняли (их
дальнейшая жизнь показала, что они явно поспешили с ответом). И тогда Господь говорит ещё одну притчу, в которой учит
важному принципу – обновление ума и перемена мышления обязательно приводит к
перемене образа жизни. И если человек действительно понял то, что хотел сказать
Иисус, то это не проходит без следа, но обязательно выражается в делах.
О каких делах идёт речь? Господь сказал, что тот, кто научен Царству Небесному, выносит из
сокровищницы своей новое и старое. Вынести из сокровищницы старое и новое –
вот о каком деле говорил Иисус. Что бы понять эту притчу, нужно разобраться,
кто такой книжник, что такое сокровищница и что значит вынести
сокровище.
1. Книжник - это человек грамотный, много знающий, но
продолжающий учиться и искать знание и мудрость. Интересная деталь, об учениках
Иисуса говорили, что они люди некнижные, то есть малограмотные.
...Видя смелость Петра
и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они
удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; (Деян.4:13)
Итак, книжник – это человек, придающий большое значение
знаниям. Стоит напомнить ещё одну деталь, что дерево познания добра и зла тоже давало
знание, и поэтому было так вожделенно для Евы.
... И увидела жена,
что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому
что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он
ел. (Быт.3:6).
2. Сокровищница - это нечто очень ценное и сокровенное
для человека. Сокровище - от слова сокрытое, тайное, сокровенное. Для чего
человек собирает материальное сокровище и хранит его в тайнике? Чтобы
обеспечить себе будущее. Раньше банков не было, и сокровище хранили в потайном
месте, например, закапывали. Но Иисус, конечно же, говорит не о материальном
сокровище. В другом месте Писания Он учит:
...Примите учение мое,
а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше
жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. (Прит.8:10,11).
Итак, сокровище – это наш опыт, знания и мудрость.
Это всё, чем мы дорожим и почитаем важным приобретением в своей жизни, на что
мы полагаемся, на что надеемся, чем живём. И для книжника, конечно же,
самое ценное это его знание и мудрость.
3. Вынести сокровища.
Куда вынести и зачем? Не для проветривания же нужно вынести,
как выносят летом меховые шубы на солнце, чтобы просушить, очистить от пыли, от
плесени и от моли? То есть, не сказано, что нужно вынести на время и снова
занести. Слово «вынести» в греческом оригинале значит следующее:
e'kba/llw
выбрасывать, выкидывать, изгонять,выгонять, извергать, высылать.
Греческий лексикон Стронга (с) Bob Jones University
Так же и в греческом словаре подстрочного перевода мы
находим словарное определение слова «выносит», которое написано в пртиче:
еk-bа‹llv
1) выбрасывать
2) прибивать, пригонять
3) сбрасывать, опрокидывать
4) свергать
5) валить, срубать
6) выбивать, вышибать
7) выламывать, взламывать
8) изгонять
9) прогонять
10) прогонять шиканьем или свистом
11) отбрасывать, бросать
12) ронять:
13) бросать, подкидывать
14) бросать, покидать
15) преждевременно родить, выкинуть
16) отвергать, отрицать
17) опровергать
18) лишать
19) лишаться, терять всего, что накоплено потом и
бережливостью;
Как видим, вынести сокровища, это значит выбросить всё, что
накоплено ранее, потом и бережливостью, и больше не почитать это за сокровище.
То есть, не почитать наши плотские знания и мудрость (всё чему мы научились, живя
без Бога), не почитать чем-то ценным и надёжным обеспечением нашего будущего.
Когда человек встречается с Господом, то жизнь его полностью
меняется и происходит переосмысление ценностей. То, чем раньше мы дорожили и
почитали большой ценностью, вдруг оказывается безумием перед Богом. Когда Слово
Божье производит в нас Своё действие и истинное учение Царства Небесного
завладевает нашим сердцем, то мы выносим все свои самодостаточные сокровища
(как старые, так и новые) – освобождаем сердце от плотской мудрости. Плотская
мудрость, или плоть – это всё, что не Божье.
Итак, сокровищница - это прообраз нашей опоры и надежды.
Например, когда у нас есть определённый запас денег, мы увереннее себя
чувствуем и смелее смотрим в будущее. Но когда кошелёк пуст и туго с работой,
то начинаем паниковать и будущее нам кажется мрачным. Вынести из сокровищницы,
это значит перестать полагаться на плотскую мудрость и полностью положиться на Господа. Господь сказал, блаженны нищие духом
(Матф.5:3). Нищие не имеют сокровище, потому они и нищие.
А ещё Господь учит:
...Никто не обольщай самого себя. Если кто
из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред
Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает
умствования мудрецов, что они суетны. (1Кор.3:18-20).
Эти слова в послании Коринфянам тесно переплетаются с
притчей о книжнике. И там и там речь идёт о плотской (самодостаточной) мудрости
от которой нужно избавляться. В притче
книжник, будучи наученным Царству Небесному, выносит (выбрасывает) из
сокровищницы своей всю плотскую (самодостаточную) мудрость, как старую так и
новую. В послании Коринфянам апостол учит, что если кто хочет исполниться
истинной мудрости свыше, тот должен быть безумным (пустым, без плотской
мудрости).
И в заключении нужно упомянуть другое толкование этой
коротенькой притчи о книжнике. Вообще толкование притч дело довольно сложное и
неблагодарное, если только Сам Господь уже не истолковал притчу. Так притча о
сеятеле уже истолкована Иисусом, и здесь нельзя что-то добавить или изменить.
Но истолковывая притчу, которую не открыл Господь на страницах Библии, мы неизбежно
попадём под обстрел критики. Наверняка у каждого уже есть какие-то свои
наработки и размышления над притчами, и никто просто так не откажется от своих
взглядов, тем более что изменение малейшего влечёт за собой изменение большего.
А своё мировоззрение человек так просто не меняет. Об этом, кстати, и было
сказано выше в толковании притчи о книжнике. Вынести и выбросить из
сокровищницы сердца то, чему научился ранее, что выстрадал, что лелеял и
бережно собирал не так-то просто. Это
происходит только тогда, когда Сам Господь научит нас Царству Небесному.
Итак, есть мнение, что в «...причте о книжнике Иисус учит
нас не отвергать старое ради нового, что всё, что мы подчерпнули из
предыдущих Его притч, нужно воспринимать в свете старых истин и наоборот». Я
тоже так раньше думал, но это мнение противоречит учению Иисуса. Написано:
... Никто к ветхой
одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет
от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие:
иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино
молодое надобно вливать в мехи новые. (Мар.2:21,22)
Здесь Господь говорит, что старое и новое не соединяется. Например,
старое и новое учение нельзя соединить в одно целое. Так же старую и новую
природу нельзя объединить вместе. Всему своё время и место.
Пример Павла (бывший книжник наученные Царству Небесному)
Павел так же отвергает своё сокровище, что он почитал великим преимуществом:
... берегитесь обрезания, потому что обрезание - мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. (Фил.3:2-7)
Оказывается он (Павел) может надеяться на плоть (и далее он перечисляет, что это такое), но он не хочет более на неё надеяться. Раньше это для него было преимуществом (что-то хорошее, чем можно было даже гордиться). Но теперь Павел почитает свои прежние сокровища мусором. А мусор обычно выбрасывают, о чём и сказал Господь в притче о книжнике. Именно за это падший мир обзывает нас безумцами, ибо для этого мира плоть (самодостаточная жизнь) величайшее сокровище.
Так ли это важно для христианина? Наверное важно, ибо дальше Павел поясняет зачем это нужно:
... Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; (Фил.3:8,9)
Вот оно оказывается что. Если мы не почитаем за сор плоть (плотские религиозные достижения, плотское учение, плотская ревность и плотская непорочность), то мы не сможем приобрести Христа и найтись в Нём с праведностью от Бога.
Аудио проповедь /audio/pritcha_o_knizhnike.levchuk.18.03.12..mp3